Образовательная программа дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 482
Описание образовательной программы
1. 1. Образовательная программа дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 482 (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).
2.
Нормативно-правовой
основой для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые
документы:
·
Указ Президента
Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
·
Указ Президента
Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
·
Указ Президента
Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»
·
Федеральный закон от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
·
Федеральный закон от
31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
·
Федеральный закон от
24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об
обязательных требованиях в Российской Федерации»
распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
г. № 999-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
·
Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден
приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в
Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте
России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
·
Федеральная
образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте
России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
·
Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в
Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
·
Санитарные правила СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября
2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г.,
регистрационный № 61573);
·
Устав МАДОУ;
·
Программа развития
МАДОУ
3. Программа отвечает образовательному запросу социума,
обеспечивает развитие личности детей
дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их
возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в
том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого
и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального
общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного
возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Образовательная программа позволяет реализовать несколько основополагающих
функций дошкольного уровня образования:
1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина
Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности
на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО),
ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и
социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего
поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и
малой Родины;
3) создание единого образовательного пространства воспитания и обучения
детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию,
обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные,
качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
4. Образовательная программа реализует единые для Российской
Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в ДОО, и
планируемые результаты освоения образовательной программы.
5. Основой
для самостоятельной разработки и утверждения ДОО образовательной программы
(далее - Программа) являются ФГОС ДО и Федеральная программа. Обязательная часть Программы
соответствует Федеральной программе и составляет 60% от общего объема. Часть
Программы, формируемая ДОО и другими участниками образовательных отношений,
составляет 40% и ориентирована на специфику национальных, социокультурных и региональных
условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся
традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм организации
работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и
интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом.
Содержание и планируемые результаты образовательной программы ДОО полностью
соответствуют (не ниже) содержанию и планируемым результатам Федеральной
программы.
6. Программа
представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой:
-
рабочая программа воспитания
-
режим и распорядок дня для всех возрастных групп ДОО
-
учебный план
-
календарный учебный график
-
календарный план воспитательной работы.
7. В образовательной программе содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.
8. В целевом разделе образовательной программы
представлены: цели, задачи, принципы ее формирования; планируемые результаты
освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на
этапе завершения освоения образовательной программы; подходы к педагогической
диагностике достижения планируемых результатов.
9. Содержательный раздел Программы включает задачи и
содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей
для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В
нем также представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств
реализации образовательной программы;
особенностей образовательной деятельности разных видов, культурных практик и
способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического
коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей
работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными
потребностями (далее - ООП), в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел Программы входит рабочая
программа воспитания и направления воспитательной работы, предусматривающие
приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая
культурные ценности своей этнической группы, правила и нормы поведения в
российском обществе.
10. Организационный раздел Программы включает описание
психолого-педагогических и кадровых условий программы; организацию развивающей
предметно-пространственной среды (далее - РППС) в ДОО; материально-техническое
обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания в соответствии с требованиями Федеральной программы.
Раздел включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных
произведений, произведений изобразительного искусства для использования в
образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень
рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений.
В организационном разделе представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных
группах, федеральный календарный план воспитательной работы.
11. ДОО самостоятельно определяет
способы реализации образовательной деятельности в соответствии с конкретными условиями, предпочтениями
педагогического коллектива ДОО и других участников образовательных отношений, а
также с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их потребностей
и интересов, возрастных возможностей.
12. Реализация Программы, направленной на обучение и воспитание,
предполагает ее интеграцию в едином образовательном процессе, предусматривает
взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с
учетом принципов ДО, зафиксированных в
ФГОС ДО.
13. Реализация Программы и создание единой образовательной среды создает
основу для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.