Реализуемый проект "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста".
09.11.2022
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской
Федерации. В то же время он работает на развитие маленького ребенка. И основная
задача детского сада - создать условия, при которых дети развиваются, им
интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и
мотивированным переходит на следующий уровень образования. Такие дети
действительно хотят учиться в начальной школе.
Одной
из основных задач дошкольного образования является создание условий для
формирования у детей готовности к обучению в школе.
В
федеральных государственных стандартах описаны интегративные качества ребенка,
которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного
образования. Среди них - овладение предпосылками учебной деятельности.
Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение
учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей
задачей современной системы образования. Уровень развития мелкой моторики -
один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области
дошкольники испытывают серьезные трудности.
Оказывается,
у современных детей отмечается общее моторное отставание. Современные игрушки и
вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики
( одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с
наклейками вместо картинок для вырезания). Еще 20 лет назад родителям, а вместе
с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, шить,
вязать, стирать белье. Сейчас на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития моторики, и в частности - руки, общая
неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым
развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все
в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Среди
многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком
письма является наиболее сложным. От того, на сколько ребенок овладеет письмом,
зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения
письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших
школьников.
Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является
наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения
кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому в
детском саду необходимо создать условия для развития мелких мышц рук.
Актуальность опыта
Статистика
свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые
нарушения, значительно увеличилось. Все физиологи в один голос говорят: чем
лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Дело в том, что развитие рук ребенка и
развитие речи взаимосвязаны. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов
, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся
исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали
связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше
развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы,
которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем
проще ему будет осваивать речь. Неуклюжесть детских пальчиков свидетельствует о
том, что мелкая моторика еще не достаточно развита.
Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор,
способствующий развитию речи. Если у ребенка
будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и
речь ребенка будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь
ребенка в комплексе, много и активно общаться с ним в быту, вызывая на
разговор,, стимулируя вопросами и просьбами.
Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его
окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И
плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для
последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не
только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.
Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех
этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать
задолго до поступления в школу, а именно, с самого раннего возраста. В детском саду необходимо создавать условия
для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды
предметно-практической деятельности.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики,
решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в
контакте с родителями и специалистами детского сада.
Перед собой я поставила цель.
Целью моей педагогической работы является достижение
положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование
разнообразных форм, методов и приемов.
Для достижения цели были обозначены
Задачи:
1. Улучшение
мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и
глаза, гибкости рук, ритмичности;
2. Развитие
воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и
слухового восприятия, творческой активности;
3. Обогащение
предметно-развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
4. Повышение
компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с
использованием разнообразных форм, методов и приемов.
Объект: дети 3-4 лет.
Предмет: особенности развития тонкой моторики, как одного из
средств развития речи и подготовки руки к письму.
Гипотеза: При создании педагогических условий развитие тонкой
моторики дает больше возможности детям для умственного развития,
совершенствования качества письма и развития речи, расширения познавательных
интересов.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей;
- консультативная работа с родителями.
Методы и приемы работы:
пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
пальчиковый театр;
лепка из пластилина и соленого теста с использованием
природного материала (семена, крупы, ракушки и т.д.);
нетрадиционные техники рисования кистью, пальцем, зубной
щеткой, свечкой и т.д.;
работа с конструктором ЛЕГО;
различные виды аппликаций;
рисование по трафаретам, штрихование;
лабиринты;
дидактические игры;
шнуровка;
игры с мелкими предметами;
паззлы, мозаика.
Описание собственного
опыта работы:
Прежде, чем приступить к работе, я написала план работы:
. Изучить литературу по данной теме.
. Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и
приемы по развитию мелкой моторики.
. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.
. Составить консультации для родителей, буклеты, провести
тематические родительские собрания.
. Оформить консультации для воспитателей «Что такое мелкая
моторика, почему ее нужно развивать и как?».
Сентябрь |
Изучить
литературу и опыт работы по данной теме. Создание картотеки пальчиковых игр и
физкультминуток. Ознакомление
родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию мелкой
моторики дошкольников. |
Повышение своего уровня знаний. Обогащение
развивающей среды. Знакомство
родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития мелкой
моторики детей в дошкольном учреждении. |
Октябрь |
1. Д/и: «Прищепки» 2. Д/и: «Шнуровка» Разучивание пальчиковых игр,
физкультминуток, скороговорок. Работа с конструктором ЛЕГО: «Дорожка красная и зеленая». «Красный
длинный поезд, короткий желтый поезд». Лепка из
пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки,
т.д.) Анкетирование
родителей по пальчиковой гимнастике. Анализ анкетирования. |
Учить детей
пользоваться прищепками; побуждать к дополнению изображения предмета; учить
держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать ее; совершенствовать
умение прикреплять прищепки по периметру фигуры. Развивать
сенсомоторную координацию; пространственное ориентирование; способствовать
усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; развитие усидчивости и
терпения. Улучшать
координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. Учить
самостоятельно подбирать подбирать необходимые детали по цвету, учить называть
предмет по форме (кубик, кирпичик); упражнять в установлении сходства и
различия между предметами, имеющими одинаковое название; развивать мелкую
моторику рук; воспитывать желание трудится; развивать воображение, память,
мышление. Развивать
ручную умелость и мелкую моторику; формировать воображение и творческое
мышление. Выявить
степень осведомленности родителей о том, что такое мелкая моторика и как ее
развивать. |
Ноябрь |
Д/и с
сыпучими материалами ( сухой бассейн, ищем игрушку, рисуем на крупе). Работа с
ЛЕГО: «Построим для машин узкие и широкие гаражи». Работа с
Лего: «Мебель для куклы Кати» (кровать, обеденный стол, стульчик). Заучивание
пальчиковых игр Работа с
конструктором ТИКО Консультация
для родителей «Игры на развитие мелкой моторики» |
Укрепление и
развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев;
сенсомоторное развитие; формирование основных сенсорных эталонов: форма,
величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпения в работе; снятие
эмоционального напряжения. Развивать
воображение, память, образное мышление; развивать мелкую моторику рук; учить
самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету и форму; воспитывать
желание трудится; развивать умение использовать имеющийся опыт. Развивать
желание трудится; развивать мелкую моторику рук; развивать воображение,
память, образное мышление; воспитывать желание строить и обыгрывать
композицию. Продолжать
учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой
моторики. Познакомить
с конструктором: рассмотреть формы
фигур, показать действия для соединения деталей. Повысить
компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей
дошкольного возраста. |
Различные
виды аппликаций Рисование по
трафаретам, штриховка, лабиринты Работа с
конструктором ЛЕГО: «Машина для зайчат», «Грузовик с песком». Работа с
конструктором ТИКО Разучивание
новых пальчиковых игр, физкультминуток Настольная
игра «Мозаика» Оформление
папки – передвижки « Игры с пальчиками». |
Улучшать
координацию движения кисти, активизировать речевые центры, движения пальцев
рук. Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и
правой рукой вместе; развивать переключаемость общих и мелких движений. Продолжать
учить детей выполнять действия рук в соответствии словам. Развитие
координации движений пальцев ведущей руки; учить детей выкладывать из мелких
деталей рисунок по образцу. Повысить
компетентность родителей. |
|
Январь |
Работа с
конструктором ЛЕГО: «Скамеечка низкая и скамеечка высокая», «Ворота для
машин». Работа с
конструктором ТИКО Игры с
мелкими предметами; Паззлы,
мозаика Составление
памяток, буклетов для родителей: «Пальчиковая гимнастика – для развития речи
дошкольников», «Развитие мелкой моторики рук». |
Воспитывать
желание трудится, развивать мелкую моторику рук; развивать память ,
воображение, образное мышление; воспитывать желание строить и обыгрывать
композицию. Развитие
мелкой моторики, зрительного восприятия, внимание, память, усидчивость.
Знакомство со свойствами разных предметов и поверхностей. Ознакомление
родителей с работой по развитию речи и
мелкой моторики рук. Привлечение родителей к работе по развитию речи. |
Февраль |
Работа с
конструктором ЛЕГО: «Ворота для машин», «Заборчик с воротами». Работа с
конструктором ТИКО Формирование
мелкой моторики посредством пластилинографии Выставка для
родителей: работы детей из пластилина и соленого теста и аппликации. |
Воспитывать
желание трудится; развивать мелкую моторику рук; развивать уже имеющийся опыт;
продолжать учить детей сооружать прочную конструкцию с перекрытиями;
развивать внимание, память, образное мышление. Учить
соединять замки деталей; развивать мелкую моторику рук. Развивать и
совершенствовать движения кистей и
пальцев рук. Показать
родителям достижения детей. |
Март |
Работа с
пластиковым конструктором: «Лесенка из кубиков», «Лесенка из кирпичиков» Работа с
конструктором ТИКО Д/и:
«Чудесный мешочек определи на ощупь». Развитие
мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности; рисуем
нетрадиционным способом Консультация
для родителей: «Нетрадиционные способы изобразительной деятельности и
развитие мелкой моторики рук». |
Учить
сравнивать свойства предметов; развивать память . воображение, образное
мышление; развивать координацию рук и пальцев. Продолжать
учить соединять замки деталей ; выполнять плоские конструкции по образцу. Учить детей
определять предметы на ощупь, развивать тактильные ощущения; развивать речь
ребенка Развивать
пространственные представления; мелкую моторику; развивать фантазию и
воображение. Ознакомление
родителей с различными видами изобразительной деятельности и связь и связь с
развитием речи у детей. |
Апрель |
Работа с
конструктором ЛЕГО: «Домик», «Домик с окошком». Работа с
конструктором ТИКО: построение простейших плоских фигур. Разучивание
пальчиковых игр Д/и: «С
крышками». Создание пособия для игры с крышками от бутылок. Привлечение
родителей к созданию дидактических игр для развития мелкой моторики. |
Учить детей
строить домик с окошком, развивать умение использовать имеющийся опыт,
развивать мелкую моторику рук, закреплять основные цвета. Закреплять
умение соединять детали конструктора, использовать имеющийся опыт, развивать
память, воображение, образное мышление; развивать мелкую моторику рук. Продолжать
учить детей выполнять действия рук в соответствии со словами. Развивать
пространственные представления; развивать мелкую моторику; развивать фантазию
и воображение. Показать при
помощи каких дидактических игр можно развивать мелкую моторику. |
Май |
Работа с
конструктором ЛЕГО. Работа с
конструктором ТИКО. Лепка из
пластилина и соленого теста с использованием природного материала. Проведение
контрольного диагностического исследования. Отчет о
проделанной работе. |
Закреплять
навыки построения из конструктора, развивать умение использовать имеющийся
опыт; развивать память, воображение, образное мышление. Развивать
ручную умелость и мелкую моторику, формировать навыки выразительности,
пластичности в движении; формировать воображение и творческое мышление. Используя
метод наблюдения, упражнения выявить положительные результаты проделанной
работы, проанализировать недостатки. |
Заключение.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным
необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию
тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении
интереса детей к различным видам деятельности. Стараюсь предоставить детям
возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он сам
что-то сделал, учу , что любой труд – это интересно. В дальнейшем буду искать
новые методические приемы, которые будут развивать моторику мелкую и крупную,
самостоятельность, формировать интерес к различным видам деятельности.
Используемая литература:
Комарова Л. Г. Строим из ЛЕГО. «ЛИНКА-ПРЕСС» - Москва, 2001.
Комарова Л. Г. Строим из ЛЕГО (моделирование логических
отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО).- М: «ЛИНКА –
ПРЕСС», 2001.
Куцакова Л. В. Конструирование и детский труд в детском саду.
– М: творческий центр «Сфера», 2005.
Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в
условиях введения ФГОС. Всероссийский учебно- методический центр
образовательной робототехники. М: «Маска», 2013.
Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем.-М: творческий
центр «Сфера», 2002.
Лыкова Л. И Жил – был пластилин. Лепим бабушкины сказки… и
играем. М. : «Цветной мир» 2012.
Лыкова Л. И. Рельфные картины. Лепим из пластилина, глины,
соленого теста. М: «Цветной мир» 2012.
Логинова И. П. Папка по Тико-моделированию для создания
плоскостных конструкций. – СПб: ООО НПО РАНТИС, 2016.
Интернет рессурсы.