Старшая группа № 4 "Фантазеры"
02.09.2024
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
Это
возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка,
общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего
мира, хотя меняются ее формы и содержание.
Анатомо-физиологические особенности
Возраст 5—6 лет часто называют
«периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Но
все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у
воспитанников подготовительной группы. По средним данным, рост ребенка пяти лет
составляет около 106,0—107,0 см, а масса тела — 17,0—18,0 кг. На протяжении
шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц — 200,0 г, а роста — 0,5
см.
Развитие личности
Возраст
5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в
развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно
назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные
аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90%
закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень
важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. Этот
период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов:
внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих
аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим,
интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
В
5-6 лет ребенок как губка впитывает всю
познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает
столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом
возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его
кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение
детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку
описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление
о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах,
изобретениях и о многом другом. Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их
познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это,
дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте
ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. «А
почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер? Обоснуй».
У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее,
разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.
Важным
показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе
и другим. Дети могут критически относиться к
некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим
сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и
ребенком. В играх на логику прослеживается и личностный аспект
дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует
уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в
свои силы и задача родителей, воспитателей, выработать у ребенка
стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу». Но
родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут
позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды,
тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в
ребёнка.
Характерной особенностью старших дошкольников является
появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного
опыта. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему
школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в
гpyппах старших дошкольников. Интерес детей к школе развивается естественным
путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со
школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное -
связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать
школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и
освоения нового.
К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой
багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится
поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует
появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий
кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность
среди сверстников.
Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении
представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи.
Ребенок уже может запомнить что-либо
целенаправленно.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих
эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие
чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.
Ha фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка
развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение
и похвалу, подтвердить свою значимость.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта,
как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты
способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый
чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка
позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять
доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает
придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.
Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от
степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок
узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка
необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует
создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной
жизни.
ВНИМАНИЕ:
• -
выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается переход от
непроизвольного к произвольному вниманию;
• -
находить 5-6 отличий между предметами, выполнять задания по предложенному
образцу, находить пары одинаковых предметов ;
ПАМЯТЬ:
• -
запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
• -
рассказывать наизусть несколько стихотворений;
• -
пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
МЫШЛЕНИЕ:
• -
определять последовательность событий;
• -
складывать разрезанную картинку из 9 частей;
• -
находить и объяснять несоответствия на рисунках;
• -
находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
• -
находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
МАТЕМАТИКА
• Счет
в пределах 10, знакомство с цифрами.
• Правильно
пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10),
отвечает на вопросы: «Сколько?». Уравнивает неравные группы предметов двумя
способами.
• Сравнивает
предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным
путем наложения или приложения.
• Называет
утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.
• Называет
текущий день недели.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
• Имеет
достаточно богатый словарный запас.
• Может
участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
• Составляет
по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно,
без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
ПОЗНАНИЕ
• Различает
и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
• Классифицирует
предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.
• Знает
название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес.
• Знает
о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• Знает
стихотворения, считалки, загадки.
• Называет
жанр произведения.
• Драматизирует
небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.
• Называет
любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.