02.03.2022
Темой Дня прав потребителей в 2022 году стали цифровые финансовые услуги
Consumers International объявил тему Всемирного дня прав потребителей 2022 года — Fair Digital Finance — «Справедливые цифровые финансовые услуги».
Пандемия СOVID-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг. Безусловным преимуществом такого развития является прозрачность и скорость оказания финансовых услуг.
Исследования показывают, насколько быстро происходит развитие цифровых финансов. Ожидается, что к 2024 году число потребителей цифровых банковских услуг превысит 3,6 миллиарда человек (Juniper Research, 2020). В развивающихся странах доля владельцев счетов, отправляющих и получающих электронные платежи, выросла с 57% в 2014 году до 70% в 2017 году (Findex, 2017). 39% компаний считают внедрение финансовых технологий своим приоритетом, подчеркивая мировой спрос на более инновационный финансовый ландшафт (JDSpura, 2020).
Напомним, что в зарубежном финансовом мире даже обсуждается такой феномен, как «русское чудо». В 2020 году Россия вошла в топ-5 стран по отказу от наличных, а пандемия ускорила изменения в индустрии платежей, которые обычно занимают около 10 лет. Впервые о «русском чуде» заговорили в 2019 году, когда по итогам 2010–2018 годов был выявлен феноменальный, 30-кратный рост числа безналичных карточных транзакций: с 5,8 до 172 в год на человека. Тогда по этому показателю Россия обогнала все страны Европы, в том числе лидеров, которые за тот же период показали двух- и трехкратный рост (исследование Boston Consulting Group, 2019).
Однако в таких условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества, а отдельные категории граждан могут быть ограничены в доступе к услугам, которые перестают оказываться в традиционных каналах.
Вопросы цифровизации сферы финансовых услуг, в том числе проблемы внедрения технологий искусственного интеллекта, использования «больших данных» (BigData), проблемы регулирования трансграничных цифровых платформ становятся предметом исследований, которые проводятся на площадках ОЭСР, UNCTAD и FinCoNet.
Как показывает анализ обращений на нарушения прав потребителей при оказании финансовых услуг, поступивших в территориальные органы Роспотребнадзора, их структура и содержание на протяжении последних лет практически не меняется. Наиболее актуальными проблемами по-прежнему остаются недобросовестные практики, посягающие на следующие права потребителя:
– на свободный выбор (навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка банковских карт и т. п.);
– на безопасность услуги (хищение денежных средств со счета потребителя, взыскание задолженности).
Многочисленные исследования показывают, что экономические кризисы и связанное с ними сокращение доходов традиционно являются временем активизации финансовых мошенников. В последние годы, особенно в аспекте перехода на дистанционные каналы обслуживания, оказалось очевидным, что скорость развития мошеннических систем в банковской сфере существенно превышает скорость построения защиты от таких противозаконных действий.
Финансовые организации зачастую не разъясняют клиентам как эффективно и безопасно пользоваться услугой. В результате доверчивые и пожилые клиенты становятся объектом интереса для мошенников.
Достаточно длительным и серьезным является и диалог различных участников рынка и государственных органов о последствиях лавинного роста интереса обычных граждан к инвестированию. Упрощение процесса приобретения финансовых инструментов (акции, облигации, доверительное управление и некоторые иные) за счет цифровизации продаж способствовали поиску потребителями потенциально более доходных инструментов инвестирования, альтернативных банковским вкладам. На развитие этого процесса во многом повлияли банки, которые заинтересованы в расширении продаж финансовых продуктов с целью наращивания комиссионных доходов. Наибольшей популярностью у физических лиц пользуются вложения в ценные бумаги через брокерские счета.
Однако «безналичное потребление» также создает новые и усугубляет традиционные риски для тех, кто находится в уязвимом положении и не готов к таким динамичным переменам.
Для обеспечения справедливого цифрового финансирования для всех нужен глобальный, совместный и скоординированный подход. Быстро развивающийся и сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует потребность в инновационных подходах к регулированию, а также в цифровых финансовых услугах и продуктах, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей.
Роспотребнадзор неоднократно указывал, что требуется изменение механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг по переводу денежных средств, в связи с низким уровнем безопасности таких операций, с целью защиты денежных средств потребителей от действий киберпреступников и телефонных мошенников.
Одной из основных задач по развитию отрасли информационных технологий в России является развитие инфраструктуры электронной коммерции, которая определена в Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. №2036-р. В документе отмечено, что развитие цифровой экономики не должно ущемлять интересы граждан. В связи с этим, защита потребителей в сфере электронной коммерции, осуществляемой хозяйствующими субъектами посредством информационно-телекоммуникационных сетей, обозначена среди ожидаемых результатов реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1837-р.
Более подробную информацию о проводимых мероприятиях можно узнать на официальном сайте Роспотребнадзора www.66.rospotrebnadzor.ru, на сайтах: https://кц66.рф, https://tagil.med-jur-help.ru/, в социальных сетях: ВКонтакте - https://vk.com/nt_zpp, Одноклассники - https://www.ok.ru/z.potrebiteley
Правильно выбираем товары
- На что обратить внимание при покупке товаров, работ, услуг через социальные сети?
- Биологически активные добавки к пище;
- Выбираем аудиовизуальную продукцию;
- Выбираем мебель;
- Выбираем мягкую мебель;
- Выбираем колбасные изделия;
- Выбираем мясные консервы;
- Выбираем мясные полуфабрикаты;
- Выбираем одежду;
- Выбираем обувь;
- Выбираем парфюмерно-косметические товары;
- Выбираем соковую продукцию;
- Выбираем пластиковые окна;
- Выбираем сотовый телефон;
- Действия потребителя при покупке некачественных продовольственных товаров;
- О некоторых правах потребителя в магазине (когда магазин не прав);
- Особенности продажи детских игрушек;
- Особенности продажи лекарственных препаратов;
- Пищевые добавки;
- Покупка технически сложных товаров;
- Покупка товаров дистанционным способом;
- Выбираем школьную форму;
- Контрафакт и фальсификат;
- Советы потребителю при выборе и покупке рыбной продукции
Правильно выбираем услуги
- Памятка для потребителя платных образовательных услуг
- Новые правила банкротства физических лиц
- Косметические и косметологические услуги
- На что обратить внимание при покупке товаров, работ, услуг через социальные сети?
- Автокредит;
- Как случайно не оказаться должником
- Выбираем кредитную (пластиковую) карту;
- Выбираем способ управления многоквартирным домом;
- Долевое строительство жилья;
- Оказание услуг подвижной (сотовой) связи;
- Платные медицинские услуги;
- Содержание общего имущества;
- Услуги общественного питания;
- Туристские услуги;
- Выбираем дошкольное образовательное учреждение;
- Выбираем образовательное учреждение (часть 1 и часть 2);
- Выбираем автосервис;
- Экстренная помощь туристам;
- Советы родителям, отправляющим детей на отдых в составе организованной группы.
- Потребительский кредит
- Особенности страховых выплат по договорам ОСАГО
- Порядок установки (замены) и ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учета (ИПУ)
- Договор банковского вклада
- Особенности покупки электронных авиабилетов
- Правила возврата авиабилетов
- Правила возврата железнодорожных билетов
- Порядок оплаты коммунальных услуг
- Изучаем услуги электроснабжения
- Изучаем услуги по отоплению
- Способы управления многоквартирным домом
- Ответственность потребителя за нарушение срока возврата микрозайма
- Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО)
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.03.2022
Дата обновления: 15.03.2022
Дата публикации: 02.03.2022